Главная » Статьи » Аналитика » Статьи |
ОЦЕНКА И УЦЕНКА ИМУЩЕСТВА ПРИ ОБРАЩЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ
Нечаев В.Л., доц., к.э.н., Ракова Н.В., ген. директор ООО «Аналитический финансовый центр».
Оценка рыночной стоимости имущества, на которое обращено взыскание на основании судебных решений и актов уполномоченных органов, имеет особенности, обусловленные спецификой и процедурами исполнительного производства[1]. Установленный порядок изъятия и передачи на реализацию этого имущества предусматривает разделение функций между Федеральной службой судебных приставов (совершение исполнительных действий) и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (реализация изъятого имущества). Ответственность за оценку арестованного имущества несут судебные приставы (которые привлекают, в случае необходимости, независимых оценщиков), тогда как для оценки конфискованного имущества независимые оценщики привлекаются непосредственно территориальными управлениями Росимущества (ТУ ФАУГИ РФ). Продажа как арестованного, так и конфискованного имущества обычно осуществляется торгующими организациями, с которыми территориальные управления ФАУГИ заключают договора поручения.
Сложившийся в конце 90-х годов механизм реализации арестованного и конфискованного имущества является малоэффективным и не соответствует современным требованиям. Об этом наглядно свидетельствует соотношение между фактической выручкой от реализации и стоимостью имущества, выставленного на продажу, которое в большинстве территориальных управлений ФССП РФ в 2008-2009 гг. было менее 50%[2] , а во многих случаях – еще ниже[3]. По данным ФАУГИ за 2008 г. доля реализованного имущества от общей стоимости имущества на реализации (за вычетом переходящего остатка на конец года) составила 33 %.[4]
Рис.1. Относительные показатели реализации арестованного имущества за 2008 г.
Повышению эффективности механизма реализации арестованного и конфискованного имущества в значительной степени препятствуют три распространенных мифа:
Миф 1- конфискованное и арестованное имущество может и должно продаваться на тех же условиях, что и другие товары;
Миф 2 – основная проблема реализации имущества заключается в недобросовестном сговоре оценщиков, взыскателей и торгующих организаций, направленном на занижение цен;
Миф 3 –рыночная стоимость конфискованного имущества существует как объективная реальность, которая может быть определена с достаточной точностью .
В действительности эти цели являются фантомами, тщетные попытки борьбы с которыми отвлекают от решения насущных задач, а суета и давление со стороны увлеченных этой борьбой контролирующих органов оказывают дезорганизующее воздействие на систему администрирования процесса обращения взыскания на имущество. Подобно тому, как фантомные боли в ампутированной конечности отражают действительно болезненное состояния человека, указанные мифы представляют собой симптомы того, что в механизме реализации имущества отсутствуют важные части, необходимые для его эффективного функционирования.
Возможные стратегии маркетинга при реализации конфискованного имущества приведены на рис.2.
Рис.2. Матрица стратегий маркетинга по соотношению «цена-качество»[5]
Поскольку конфискованное имущество не может позиционироваться на рынке по качеству «выше среднего» (хотя бы из-за дополнительных рисков добросовестных приобретателей), маркетинг продаж конфискованного имущества соответствует стратегии низкой ценовой значимости, составной частью которой является организация своевременной уценки остатков нереализованного имущества.
Уценка может проводиться в отношении товаров, выставленных на продажу в виде публичной оферты электронной формы (« вывешенных» на сайте ТУ Росимущества или торгующей организации) и не проданных в установленный срок – например, 30 дней. Проведение уценки оформляется Актом уценки по унифицированной форме № МХ-15 (утв. Постановлением Госкомстата России от 09.08.99 N 66) и может осуществляться с привлечением независимого оценщика.
Использование процедуры уценки в рамках процесса реализации арестованного и конфискованного имущества позволит:
· увеличить реализацию ликвидного имущества непосредственно через ТУ ФАУГИ, не привлекая без необходимости посреднические торгующие организации;
· значительно увеличить емкость рыночного сегмента имущества, на которое обращено взыскание, за счет повышения ценовой эластичности продаж;
· обеспечить реальную гармонизацию интересов участников исполнительного производства и обоснованно отводить претензии о занижении цен реализации имущества;
· повысить долю фактической выручки в общем объеме имущества, переданного на реализацию.
Достигаемые результаты намного превышают организационные усилия, необходимые для использования уценки нереализованного имущества, на которое обращено взыскание, как регулярной процедуры исполнительного производства.
Примечания и сноски:
[1] В дальнейшем под конфискованным имуществом (конфискатом) понимается изъятое в установленном порядке имущество, перешедшее в собственность государства, а под арестованным – имущество, на которое обращено взыскание в порядке исполнительного производства по обязательствам должников.
[2] Рассчитано на основе данных аналитических справок и отчетов территориальных управлений ФССП РФ, размещенных на их сайтах в Интернет. [3]« только 7% арестованного и переданного на торги имущества должников находит новых хозяев. Этот же показатель соразмерен возвращенным кредиторам долгам по судебным искам», - сообщил Сергей Сазанов - 1-ый заместителем генерального директора Федеральной службы судебных приставов. Источник [«Бухгалтерия.ru» ], 29.06.2009 [4] Рассчитано на основе данных Отчета о деятельности ФАУФИ РФ за 2008 г., размещенного Интернет [5] Источник: Ф. Котлер. Основы маркетинга, Наука, 1992, с. 379. Полный текст статьи доступен по ссылке:http://af-center.ucoz.ru/Arhiv/Konfiskat/ocenka_i_ucenka_imushhestva_pri_obrashhenii_vzyska.docx | |
Просмотров: 1811 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||
Информация | |||
---|---|---|---|
|
Архив |
---|
опрос |
---|