Главная » Статьи » Аналитика » Статьи |
Конъюнктура рынка аренды офисной недвижимости в условиях экономического кризиса характеризуется следующими особенностями: · сжатие спроса на аренду коммерческой недвижимости вследствие общего снижения деловой активности; · относительное увеличение объема предложения офисной недвижимости − как новой, так и высвободившейся в результате прекращения ранее действовавших арендных договоров; · повышение «мобильности» арендаторов, которые - одной стороны – поставлены перед необходимостью сократить свои постоянные издержки, , а с другой – получают для этого реальные возможности путем смены арендуемых офисных помещений в условиях благоприятной конъюнктуры рынка; · изменение предпочтений арендаторов при выборе офисных помещений, когда приоритетным становится размер арендной ставки при соблюдении минимальной достаточности в отношении качественных характеристик предлагаемых офисных помещений; Основой антикризисной стратегии бизнес-центров в этих условиях является сохранение арендаторов, а не арендных ставок. Именно на это должна быть нацелена система финансового управления арендодателя, отслеживая изменения рыночной конъюнктуры и обеспечивая поступление информации, необходимой для своевременного регулирования размеров арендных ставок. Таблица 1 Задачи анализа и регулирования арендных ставок
Вопрос о снижении арендной ставки относится к числу тех неприятных проблем, решения по которым принимаются весьма неохотно. Тем важнее понимать, что такое решение – если оно принимается своевременно и в соответствие с конъюнктурой рынка – не только не приносит убытков, но напротив, является экономически выгодным, позволяя избежать прямых потерь дохода вследствие оттока арендаторов. Первые итоги кризиса показывают, что тянуть с пересмотром арендной ставки нежелательно – остановить уже начавшийся отток арендаторов будет для арендодателя себе дороже. Благоразумный и информированный арендатор, оценивая приемлемость действующего договора аренды, сравнивает, с одной стороны, ожидаемую экономию на арендной плате при смене места аренды и, с другой стороны, величину необходимых затрат на «переезд» . Это соотношение можно представить в виде коэффициента приемлемости условий аренды:
Км.у. = Здоп. /[(Ар – А0 )*S] (1) Где Км.у. - коэффициент приемлемости условий аренды для арендатора; Здоп. - дополнительные единовременные издержки арендатора, связанные с изменением места аренды, руб.. Ар и А0 – соответственно рыночная арендная ставка для сопоставимых офисных помещений и действующая величина арендной ставки, руб./кв.м. в мес.; S – площадь аренды, кв.м.; Коэффициент приемлемости имеет конкретный экономический смысл – его величина равна количеству месяцев, за которые окупаются затраты арендатора на смену места аренды. Высокие значения этого коэффициента указывает на то, что выбытие арендатора из-за большой арендной платы маловероятно и можно сохранять арендную ставку на прежнем уровне, Наоборот, при Кпр < 1 необходимо срочно менять арендную ставку. Изложенная методика основывается на обобщении практического опыта управления коммерческой недвижимостью в условиях переживаемого сейчас кризиса и, как мы надеемся, окажется полезной для коллег, занимающимися аналогичными вопросами управленческого консультирования. | |||||||||||||||||
Просмотров: 1425
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Информация | |||
---|---|---|---|
|
Архив |
---|
опрос |
---|